«Я хочу развивать и своё производство, и свой край. Чувашия – это невспаханное поле, и начать бизнес здесь проще, чем в большом городе: в мегаполисе и проблемы размером с него…», – говорит основатель компании «Принц трикотажа» Никита Фёдоров. К своим 24 годам он успел поработать озеленителем, кальянщиком, официантом, продавцом, но всегда хотел стать предпринимателем. И в 2018 году он решил круто изменить свою жизнь – открыл производство прямой печати на ткани. О том, как развивать бизнес в небогатом регионе, Никита Фёдоров рассказал порталу Biz360.ru.
Как всё начиналось
В 2016 году в моём родном городе Новочебоксарске появился бренд одежды Nature, и его основатели предложили мне сотрудничество. Компания производила футболки с принтами и толстовки с вышивкой, а продавала их в основном в Чебоксарах. Я вложил 7000 рублей, сделал одну партию, которая окупилась через две недели.
Два года я проработал в Nature, разбирался в текстиле, искал цеха «под себя», а затем забрал свою долю и открыл собственное дело по производству трикотажа: начал делать небольшие тиражи футболок, толстовок, свитшотов с вышивкой и шелкографией. С тех пор студенты всех вузов Чувашии (и некоторых вузов из соседних регионов!) ходят в форменных свитшотах с вышивкой, сделанных у меня.
Сначала я размещал заказы на стороне, а в 2019 году открыл собственный цех по пошиву в Чебоксарах. Печать на ткани и шитье я теперь делаю сам, а вышивку и шелкографию отдаю на аутсорс.
…Несколько лет назад, когда технологии прямой печати на хлопке только пришли в нашу страну, покупатели попробовали это «на зуб» и, увидев, что краска быстро выстирывается или выцветает, больше уже не возвращались к таким товарам. Как говорится, «у вас есть только одна попытка произвести хорошее впечатление».
Теперь технологии достигли такого уровня, что все эти проблемы сняты: оказалось, что печать на хлопке может быть не только качественной по цветопередаче, но и стойкой. Однако инерция старого опыта пока ещё сильна, и клиента надо убеждать не только собственно качеством печати, но ещё и дополнительно тратя усилия, чтобы развенчать старые мифы.
В поисках оптимального оборудования
Когда пошли первые заказы, я нашёл в Москве коллег-конкурентов, и они мне отпечатали первую партию в 150 футболок. Поначалу думал, что так будет и дальше, но потом всё-таки решил купить своё оборудование.
Приглядывался к принтерам Brother, но новосибирская компания «Высокие технологии печати» в это время объявила «аттракцион неслыханной щедрости»: каждому купившему принтер Epson за 1 млн. рублей (а Brother тогда стоил около двух млн.) в подарок предлагали термопресс фирмы Schulz, который тоже стоил недёшево для начинающего предпринимателя – 150 000 рублей. Эти факторы стали главными при выборе оборудования. «Высокие технологии печати» решали свою задачу – старались перетянуть в восточную часть страны клиентов из «центра», а мне это решение помогло перетянуть к себе клиентов из Москвы.
Обучался я старательно: приезжает специалист из дилерского центра, настраивает принтер, всё показывает, ты ничего не понимаешь, пробуешь, ошибаешься… Два месяца я интенсивно учился, причем учился печатать именно очень хорошо, а не вообще. Чтобы просто печатать на таком станке, как Epson F2100, можно и не учиться, и так всё более или менее понятно.
Кстати, в России пока не очень развита прямая печать на ткани, поэтому комьюнити печатников очень небольшое, конкуренции в нём не боятся, и все печатники помогают друг другу – советами, подсказками. Игроков на рынке цифровой печати на ткани не очень много, так что места хватит на всех. А в Чувашии станок для прямой печати вообще есть только у меня.
Я много экспериментировал со станком и через некоторое время смог на одной из презентаций показать своим учителям, чему я научился уже сам: они не поверили своим глазам, когда увидели, как можно качественно печатать на молниях.
Кадры решают
Главные проблемы в нашем деле – это кадры и маркетинг, потому что техника проблем не создаёт и особого ухода не требует. Научившись печатать сам, я нашёл печатника, то есть печатницу – женщину (обычно это мужская профессия). Она была моим подписчиком в Instagram, заинтересовалась моим бизнесом, пришла и осталась. Это вообще оказалась совершенно новая профессия для нашего города.
В 2020 году, когда всё у всех остановилось, потому что надо было срочно переходить в онлайн, у меня, наоборот, всё «взлетело», так как в онлайне я был изначально. Собственно, прибыль за пандемийный год и позволила приобрести оборудование.
Рост был такой резкий, что швейный цех вырос за год до семи человек: всех надомниц я долго и терпеливо обучал набирать скорость на промышленном швейном оборудовании – это машинки марок Jack и Siruba. Их все я принципиально купил новые.
Не понаслышке знаю, что в Москве с пошивом плохо, гастарбайтеры ведь работают на количество, а не на качество. В Чувашии самые низкие зарплаты в среднем по стране, поэтому я, добившись качественной работы, дал своим сотрудницам достойную оплату труда, выше, чем получают здесь такие же специалисты.
Маркетинг non stop
Если в твоём регионе невысокий уровень зарплат, то и спроса особо нет, и если ты хочешь продавать именно здесь, нужно всё время придумывать новые маркетинговые ходы, не говоря уже про то, что просто надо, чтобы люди о тебе для начала узнали. Все, кто ведут производственные страницы в Instagram, по большей части делают это скучно, лишь информируют о каких-то новостях. Для меня же Instagram сразу был основной воронкой. Планирую завести свой аккаунт и на TikTok.
Подписку я сам фильтрую, а контент стараюсь делать ироничный. Это и привлекает новых клиентов: они видят, что всё легко, без напряжения. Мы, например, можем провести конкурс на самую тупую надпись на свитшоте. Согласитесь, что «Я ем огурец» или «Хочу шпроты» куда веселее, чем «Мы вас любим» на всех студентах одного курса какого-то вуза?
Но инновационность свою тоже надо всё время подчёркивать, поэтому маркетинг, маркетинг, маркетинг non stop. Тогда вы не зависите ни от сезона, ни от региона. Если идей у вас нет и вы хотите просто что-то отпечатать на заказ и немножко заработать, такой бизнес долго не продержится.
В поисках заказчика
ОК, вы приобрели оборудование, но как найти заказчиков? В моём случае идеальный (интересный мне) клиент – это начинающий дизайнер. Корпоративная одежда для вузов – это, конечно, очень хорошо, но она же не для продажи. А вот сделать для бренда небольшую партию уникальных вещей, которые его владельцу надо потом ещё успешно продать, и сделать всё так, чтобы ему осталось только упаковать их – вот это интересная задача.
Одним из первых ко мне пришёл бренд одежды Atmo из Нижнего Новгорода, для них я делал шелкографию, затем подтянулись московские дизайнеры. Им требуются партии от 10 до 50 штук, но в Москве проще напечатать большие тиражи, там много промышленных принтеров. За маленькие же заказы, да ещё с печатью по молнии, никто не берётся, поэтому я постепенно забираю тех, кому пока не по плечу печать больших тиражей.
Розница мне неинтересна, хотя, может быть, печатать уникальные дизайны по одной штуке и зарабатывать на высокой марже было бы и проще, и быстрее. Мне интереснее работать в В2В-сервисе – с предпринимателями, организациями. Это самое лучшее дело.
Мы работаем по тестовым образцам. Делается одно изделие – футболка, свитшот, худи, шорты, лонгслив – и СДЭКом, «Почтой России» или Boxberry отсылается заказчику. Благодаря оригинальным чернилам в принтере, цвет всегда будет точный и не будет отличаться ни от образца, ни от партии к партии, это во-первых, а во-вторых, в образце видно не только качество печати, но и качество материала, и качество шитья. Так мы работаем всегда: сначала образец – потом партия.
Кстати, позволю себе дать совет начинающим предпринимателям в сфере прямой печати на ткани: покупая под печать готовые футболки или любые другие изделия, вы никогда не добьётесь высокого качества. Это типичная ошибка, так как вы не сможете быть уверены в составе материала, его плотности, размерной сетке изделий и т.д.
Поэтому мы покупаем у проверенных поставщиков определённые виды тканей в рулонах, такие, на которые хорошо ложится праймер (средство для того, чтобы печать была прочной), сами бреем её (не скажу как, это секрет) в тех местах, куда наносится печать, сами шьём и печатаем только на своих изделиях.
Что дальше
Сейчас у меня 80% заказчиков из Москвы, остальные 20% из других крупных городов – Владивостока, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и др. Также около 50 организаций в нашем регионе – мои постоянные клиенты. В день приходит от 20 до 100 новых потенциальных предложений о сотрудничестве.
За два годы мы выросли на 200%, потому что я научился печатать на непромышленном принтере как на промышленном в смысле качества, только скорость у меня ниже. Зато амбиции растут быстро. Следующий этап – покупка уже промышленного принтера и печать на нём того, что в Москве делать не умеют. Я вижу большой спрос в столице и стараюсь двигаться на Москву, то есть переманивать к себе клиентов оттуда.
Переезжать, кстати, не собираюсь. Чувашия – это невспаханное поле, и начать здесь проще, чем в большом городе: в мегаполисе и проблемы размером с него… Я хочу развивать и своё производство, и свой край, сейчас активно ищу гранты и инвестиции. Никаким принцем, несмотря на название проекта, я себя, конечно, не чувствую, но счастливым человеком, оттого, что занимаюсь тем, что интересно, и оттого, что это получается, – да.