Тематический видеомост собрал экспертов обеих стран для обсуждения перспектив развития имеющихся и поиска новых точек соприкосновения в экономике. Потенциал для совместной деятельности поистине огромен – от автомобилестроения до нанотехнологий, от химической промышленности до торговли.
Высококвалифицированные эксперты в области экономики собрались в студиях Москвы и Баку, чтобы в формате видеомоста «Экономическое и инвестиционное сотрудничество Азербайджана и России: новые точки роста» обсудить динамику взаимного товарооборота и инвестиционных вложений и перспективы дальнейшего взаимодействия. Участники мероприятия отметили, что сегодня страны достигли существенных показателей: по данным, приведенным Арзу Нагиевым, заместителем директора информационного агентства «Тренд», в прошлом году товарооборот вырос на 19,1% по сравнению с 2017-м годом и составил 2,5 млрд долларов. Но эти внушительные цифры между тем далеко не предел для торгово-экономических отношений России и Азербайджана. По предварительным прогнозам, объемы можно нарастить в три-четыре раза.
Экономист Александр Караваев отметил, что у двух стран очень похожи модели выстраивания стратегических планов развития и национальных экономик. «Утверждённые Россией 12 национальных проектов совпадают по времени с реализацией карт «дорожного» развития национальной экономики Азербайджана и нового этапа реализации программы социально-экономического развития азербайджанских регионов», — говорит эксперт. Это дает возможность реализовывать совместные экономические проекты в рамках национальных задач. Системная схожесть между экономиками России и Азербайджана, как подчеркнул заместитель директора Русской экономической школы и профессор Азербайджанского экономического университета Эльшад Мамедов, «делает актуальным поиск оптимальных путей преодоления существующих вызовов, в целях развития экономических возможностей обеих стран».
Сегодня Москва и Баку нацелены на развитие инновационных процессов и цифрового сектора экономики, а значит, в перспективе можно говорить о сотрудничестве в космической сфере, в области нанотехнологий, в создании композитных материалов для беспилотных летательных аппаратов. В этой связи закономерно ожидать более интенсивного инвестиционного взаимодействия, которое, хоть и показывает позитивную динамику, не использует весь потенциал. По данным на конец 2017 года, приведенным экспертами видеомоста, российские инвестиции в азербайджанскую экономику составили 700 млн, а азербайджанские инвестиции в Россию – 393 млн долларов, резервы для роста – огромные.
Отдельное внимание эксперты уделили обсуждению транзитного потенциала двух стран. Помимо совместной эксплуатации транспортного коридора «Север-Юг», перспективным представляется формирование Каспийского экономического рынка. В недавнем прошло, в советское время, около 80% мощностей судостроения в Астрахани было задействовано на заказы Азербайджана, отметила Анна Солоненко, директор Дмитровского филиала Астраханского государственного технического университета. В том, что возможности Каспия пока недостаточно эффективно используются для экономического развития двух стран, убежден Эльхан Алескеров, директор Экспертного совета Baku Network: «Волго-Донской канал способен дать Азербайджану больше возможностей для выхода в мировые океаны, ведь это – единственный выход, связывающий Азербайджанское морское транспортное агентство с миром».
Совместный выход на сотрудничество с третьими странами еще один перспективный аспект взаимоотношений России и Азербайджана. Прикаспийская республика расценивается российским бизнесом как проводник на иранский и турецкий рынки, полагает Леонид Гусев, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России. Эксперт приводит пример: «Азербайджан строит в иранском городе Астара складские помещения и терминал для хранения грузов с целью их дальнейшей реализации в Иране либо поставок в третьи страны. Наша страна проявляет исключительный интерес к этому проекту, так как значительная часть грузов будет поставляться из России». Что касается взаимодействия в Иране, то здесь эксперты считают потенциально прибыльными проекты сборочных российско-азербайджанских производств в сфере автомобилестроения, химической промышленности и нефтепереработки.
Научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Артём Пылин поясняет: создание таких производств для поставок продукции на рынки быстрорастущих стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии увеличит динамику взаимного товарооборота между Россией и Азербайджаном. А экономист Александр Караваев предложил привлечь Азербайджан в промышленную зону в Суэцком канале, которая должна заработать в полном объёме к концу 2019 года. Выход на огромные по своим масштабам рынки Африки и Ближнего Востока откроют нашим странам массу возможностей.
Резюмируя итоги видеомоста, депутат Госдумы, руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев отметил: «В прошлом году Россия и Азербайджан утвердили пять «дорожных карт» по различным направлениям экономического сотрудничества, что дополнительно стимулирует нас к поиску новых точек соприкосновения. Огромный потенциал имеет совместное взаимодействие на международной арене. География определяет путь, по которому мы должны развивать нашу экономическую экспансию: Турция, Иран, Африка, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Мы обязаны использовать все имеющиеся возможности для взаимовыгодного сотрудничества на мировых рынках».
Источник: