В конце сентября в Кирове завершился региональный этап конкурса «Молодой предприниматель России». Одним из победителей стал Роман Помелов. Молодой человек третий год развивает свой социальный бизнес-проект – школу робототехники «Окей». Журналист портала Devyatka.ru пообщалась с предпринимателем, узнала об особенностях и сложностях развития бизнеса.
Интерес к IT-сфере
Роман – профессиональный инженер. Несколько лет назад он уехал в Москву строить карьеру IT-разработчика. Однако, накопив определенную сумму, молодой человек вернулся в Киров и открыл свое дело — школу робототехники.
Свой бизнес Роман считает социально ориентированным – тем, который не только приносит прибыль, но и помогает решать важные общественные задачи. Еще на стадии становления проекта предприниматель заметил сниженный интерес к инженерным профессиям. По словам Романа, если три года назад эта проблема стояла остро, то сейчас ситуация улучшилась. У людей появилось понимание, что получение инженерной специальности — это ключик к тому, чтобы в будущем получить интересную и высокооплачиваемую профессию. Для Кировской области, по словам Романа, найти такую работу — это словно пройти сложный квест.
Скорее всего, больше не будет такой истории, когда дети смогут получить профессию один раз и будут работать 30 лет на одном месте. Сегодня средний жизненный цикл составляет 7-10 лет. После этого срока есть вероятность, что полученная профессия либо умрет, либо сильно трансформируется под влиянием новых технологий,
— сказал предприниматель
Свой проект Роман развивает третий год. Первое время предприниматель многое делал самостоятельно: учил ребят, работал администратором, учился руководить бизнесом. Через год он смог делегировать часть обязанностей. Сейчас в школе трудится 12 человек. Из них 8 преподавателей, 2 администратора. Остальные специалисты работают на аутсорсе.
В настоящее время в школе обучается порядка 120 учеников. Одно из главных направлений — занятия с детьми 7-10 лет. Однако профессиональный интерес у преподавателей связан с занятиями со старшеклассниками. Им не так далеко осталось до профессии.
В основе миссии школы – показать, что современное техническое образование – это круто, актуально и перспективно. В IT-сфере по умолчанию заложена гибкость. Ты можешь быть не только сисадмином, как раньше считали, а тем, кем захочешь: аналитиком, дизайнером, менеджером проектов,
— говорит Роман
Сложности бизнеса
В России социальное предпринимательство часто сравнивают с благотворительностью. И это, по словам Романа, отчасти правда. Примером тому могут служить организации, которые занимаются отловом и уходом за животными.
Для меня социальное предпринимательство — это бизнес, который совмещает получение прибыли с социальной отдачей. Я убедился в своей правоте, участвуя в конкурсе. С одной стороны, жюри оценивало бизнес с точки зрения его социальной значимости, с другой – эксперты смотрели на выручку проекта. При этом последняя часть интересовала их больше, чем первая,
— пояснил Роман
Вместе с тем предприниматель опасается, что дальше регионального этапа его проект не пройдет. По словам Романа, на федеральном уровне социальные бизнес-проекты анализируют иначе: жюри смотрит на то, чтобы бизнес был ориентирован на незащищенные слои населения, малоимущих и инвалидов. Но, по мнению Романа, тематика для социального предпринимательства гораздо шире, чем ее принято трактовать.
Казалось бы, школа робототехники — это чистой воды сфера услуг. С другой стороны, бизнес построен на работе с детьми. А это высокоответственно и сложно. В частности, современных детей непросто чем-либо удивить и удержать их внимание. К примеру, младшие школьники готовы воспринимать информацию лишь 15-20 минут. При этом, что урок в школе робототехнике длится 80,
– отмечает предприниматель
То есть преподавателям нужно сформировать занятие так, чтобы оно было полезным и интересным. Это, по словам Романа, непросто: в школе преподают инженеры-практики, а не педагоги.
Чтобы решить задачу, мы дробим урок на части – общаемся, повторяем материал, узнаем новое. Для стимулирования интереса преподаватели включают в программу игровые элементы и соревнования, чтобы в группе был высокий градус азарта,
— поясняет Роман
Между тем предприниматель замечает, занятия с детьми хороши тем, что они задают много вопросов и, в отличии от взрослых, дают себе право на ошибку. Это во многом ускоряет изучение предмета.
Роман напомнил, что сфера образования регулируется законодательством и контролируется надзорными ведомствами.
Изначально, когда я думал, как подступиться к этой сфере, прочитал много нормативки. Я понял, что еще не начав деятельность, ты уже всем должен и неправ во всем, что бы ни сделал. Например, где бы ты не снял офис — уже должен 10 людям. Меня это очень пугало на старте,
— говорит Роман
Кроме этого предприниматель столкнулся с трудностями поиска первых клиентов, арендой и сокращением издержек. В итоге «бережливый рост» привел Романа и его команду к тому, что сегодня школа находится в просторном помещении в центре Кирова. Школа оснащена компьютерами, ноутбуками, конструкторами. Однако Роман признается, что вся техника — лишь малая часть того оборудования, которым можно было бы оснастить центр для детей.
С первых месяцев бизнес начал приносить прибыль. Но мы, к примеру, до сих пор не можем проводить занятия у 10 учеников параллельно. Главная причина — нехватка компьютеров и конструкторов. Поэтому сейчас рассматриваем возможность участия в грантовом конкурсе для получения дополнительного финансирования,
— отметил предприниматель
Поиски партнеров
Следующий этап развития школы робототехники — масштабирование бизнеса. Сейчас, по словам Романа, у него есть два пути: запустить франшизу или начать сотрудничать с другими бизнес-проектами. При этом, последний вариант кажется предпринимателю более перспективным. После победы в конкурсе, к нему поступило больше предложений о партнерстве, чем за прошедшие два года.
Сейчас я рассматриваю различные варианты взаимодействия. К примеру, если сотрудничать со школой иностранных языков, наши ученики смогут пройти курс по техническому английскому, а ученики партнера — курсы по программированию,
— пояснил руководитель школы
Роман убежден, что такое сотрудничество должно быть взаимовыгодным. В противном случае, эксперимент не будет стоить затраченных времени и сил.
Источник: