Пандемия стала для многих предпринимателей периодом, когда они смогли запустить новый проект. В их числе – Екатерина Беретарь. Она поняла, что в будущем привычный формат онлайн-обучения должен неизбежно трансформироваться. Пользователям не интересно просто слушать спикера перед экраном компьютера или гаджета. Екатерина сделала упор на иммерсивное обучение в аудиоформате. О том, что из себя представляет такой тип обучения и почему вместо экспертов с пользователями общается виртуальный персонаж, Екатерина Беретарь рассказала порталу Biz360.ru.
Всё глубже в онлайн
Предприниматель и основатель группы компаний New Biz Екатерина Беретарь в 2021 году запустила систему обучения в иммерсивном (
Одним из курсов NewBiz Academy был Speaker 2.0. Его участники обучались ораторскому мастерству и публичным выступлениям. Занятия проводили психологи, теле- и радиоведущие, опытные преподаватели. В какой-то момент встал вопрос о масштабировании этой идеи. Тогда направление EdTech казалось самым верным.
Но Екатерина Беретарь понимала основные уязвимые места в классической модели онлайн-образования. Ученик фактически привязан к экрану компьютера или смартфона, а в роли преподавателей зачастую выступают «говорящие головы».
Идея будущего проекта появилась во время аудио-спектакля Remote Moscow, зрители которого в наушниках следуют за голосом-гидом по улицам Москвы. События разворачиваются не на сцене, а непосредственно в городе, зрители становятся участниками происходящего. «Я подумала, что было бы здорово использовать такой подход и в образовании. Так пользователи смогут не только учиться, но и получать новый увлекательный опыт», – замечает Екатерина.
Далее идею обучения в иммерсивном аудиоформате подкрепило и изучение рынка. «По прогнозам аналитиков, рынок аудиорекламы в подкастах достигнет 1,55 млрд. рублей к 2024 году. Глобальный рынок голосовых технологий ежегодно растёт на 17,2%, говорят аналитики Meticulous Research. Ожидается, что к 2025 году его объём достигнет $26,8 млрд. Растущее покрытие населения смарт-устройствами увеличивает и аудиторию голосовых ассистентов – только у нас в стране, по оценке Just AI, это 52 млн. пользователей», — объясняет Екатерина Беретарь.
После первой волны пандемии гипотеза о том, что аудиоформат станет использоваться ещё активнее, подтвердилась. Стало понятно, что с удалённой работой мы станем ещё больше времени проводить перед экраном компьютера или других гаджетов, быть практически постоянно в интернете.
«Современные проекты на рынке онлайн-образования предлагают студентам обучение с привязкой к экрану. Значит, проблема увеличения экранного времени и связанной с этим нагрузкой на мозг будет только усугубляться. Подход к обучению, который используем мы в COTY EDUCATION, позволяет избежать этого конфликта. Наш пользователь погружается в разные аудио-среды с помощью дополненной реальности. Так, не выходя из комнаты, он может «переместиться» на сцену «Олимпийского» и ощутить, что выступает перед многотысячной аудиторией», — замечает Екатерина.
Как построено обучение
Для обучения в COTY EDUCATION требуются только смартфон и наушники. С пользователем взаимодействует лишь персонаж COTY, симулятор искусственного интеллекта. Весь экспертный и преподавательский состав скрыт за этим персонажем, чтобы пользователь не отвлекался на чужие мнения, а мог фокусироваться только на собственном опыте и мыслях в ходе обучения.
На создание COTY Екатерину Беретарь вдохновил фильм «Она» и его главная героиня – операционная система. COTY – это умный ассистент, всё общение с которым ведётся в Telegram. Ассистент COTY может прислать пользователю ссылку на какие-то источники информации, дать актуальную статистику, агрегировать материал для урока.
На старте Екатерине Беретарь хотелось, чтобы персонаж COTY был «как живой» и взаимодействовал с пользователями по аналогии с Алисой «Яндекса». Но создание приложения с настоящим искусственным интеллектом было сложно соотнести с ресурсами бизнеса.
«Плюс мы хотели понять, как люди отнесутся к такому продукту – будут ли они доверять COTY и выполнять предложенные ею задания. Основной сложностью при создании уроков и инструкций к упражнениям стало то, как сохранять динамику и включенность пользователя в занятие. Мы оставили минимум теории и сконцентрировались на практике и выполнении упражнений», – рассказывает Екатерина.
В создании образовательных программ проекта принимают участие продюсеры, которые собирают информацию по теме из открытых источников, и эксперты, которые выстраивают образовательную траекторию, создают иммерсивные среды и упражнения.
Первой программой стал экспресс-курс Speaker 2.0 – по обучению ораторскому мастерству и публичным выступлениям. Курс состоит из 17 уроков по 7-15 минут и позволит пользователю быстро подготовиться к выступлению.
«Понятно, что если у пользователя есть речевые проблемы, сложности с дикцией или даже нарушение речи, то вряд ли наш курс ему поможет. Наша программа позволит человеку прийти к своему самому уверенному выступлению за счёт использования специализированных техник и приёмов, а также обучения в иммерсивных средах. Например, в рамках курса Speaker 2.0, пользователь выступает перед воображаемой аудиторией», – подчёркивает Екатерина.
Она уверена, что сейчас «знания впрок» никому не нужны. И образовательный курс пользователь будет проходить тогда, когда ему потребуются новые знания «прямо сейчас».
Экономика проекта
В создание проекта COTY EDUCATION было вложено 1,5 млн. рублей. Эти деньги потребовались на создание курса, оплату работы команды и разработку продукта. Пока в проект не привлекаются инвесторы, поэтому его развитие движется чуть медленнее, чем хотелось бы Екатерине Беретарь.
«Нам постоянно приходится выбирать, куда целесообразнее потратить наш бюджет: денег на все статьи расходов пока не хватает. Мы рассчитываем, что в течение 6-8 месяцев выйдем на точку безубыточности. И тогда сможем реинвестировать доход в дальнейшее развитие проекта», – рассказывает она.
Сейчас обучение по программе Speaker 2.0 стоит 5000 рублей. Эта цена, по словам Екатерины, ниже, чем у других образовательных проектов. И она сделана такой намеренно – для привлечения первых пользователей.
После выпуска второго релиза стоимость курса повысится. Это связано с тем, что проекту потребуется усиление продуктовой команды, а также маркетинговая поддержка. Но все нынешние пользователи COTY EDUCATION получат доступ к релизу бесплатно.
Что дальше
Сейчас команда проекта собирает обратную связь от первых пользователей и вносит её в планы по дальнейшему совершенствованию продукта. Большинство пользователей ждут большей интерактивности, и она появится уже во втором релизе.
Готовится запуск ещё двух образовательных программ: Communicator c обучением навыкам успешных коммуникаций и переговоров и My Pathway – программа, направленная на достижение целей в своей жизни.
Также в планах – коллаборации с брендами. Вместе с ними могут быть разработаны курсы о том, как выбирать духи, правильно стирать или бегать, даже заниматься сексом. Команда проекта видит большой потенциал для сотрудничества и создания нового иммерсивного образовательного контента, в который может быть интегрирован тот или иной продукт.
«Далее мы планируем привлечь инвесторов и перейти в формат приложения с последующим запуском продукта на другие рынки», — делится планами Екатерина Беретарь.