Чем больше у магазина, ресторана или салона красоты вариантов принять оплату за товары и услуги, тем это выгодней для бизнеса и удобней для клиента. Оплата банковской картой уже стала стандартом, но высокие комиссии за эквайринг вызывают недовольство многих предпринимателей. Но зато набирает обороты более выгодная для бизнеса технология – оплата через QR-код. Давайте разберёмся, в чём её суть и как она работает.
Зачем внедрять систему оплаты по QR-коду
Технологию и сервис оплаты товаров и услуг с помощью QR-кодов развивает «Система быстрых платежей» (СБП) – проект Банка России. У этой технологии есть два серьёзных преимущества:
-
Низкая комиссия. Если за обычный эквайринг банковская комиссия может составлять до 3% и более от суммы платежа, то услуги СБП стоят 0,4- 0,7% в зависимости от типа товара или услуги. Подключение к системе бесплатное, абонентской платы нет.
-
Быстрое поступление денег на счёт. При оплате по QR-коду деньги поступят на ваш счёт в течение 15 секунд. Банки же обычно переводят деньги на следующий день, а некоторые даже позже.
Если полностью перейти на этот способ оплаты, то можно ещё сэкономить на аренде или покупке терминала. Но мы не советуем пока этого делать, т.к. эта технология ещё не стала массовой и не все покупатели умеют или хотят пользоваться QR-кодом.
Какому бизнесу подойдёт оплата по QR-коду
Оплата по QR-коду подойдёт для любого бизнеса, но удобнее всего её использовать в офлайне: магазинах, кофейнях, салонах красоты, фитнес-центрах, на ярмарках и т.д. В интернет-магазинах, возможно, она не будет пользоваться большой популярностью у покупателей, но и вреда не принесёт, поэтому можно её подключить и дать клиентам возможность выбора.
Как работает система оплаты через QR-код
QR-код «Системы быстрых платежей» – это графическое изображение, в котором зашифрованы банковские реквизиты, сумма и назначение платежа. «Прочитать» его можно при помощи мобильного приложения банка-участника системы.
СБП поддерживает два типа QR-кодов:
-
Статический QR-код. Это многоразовый QR-код, его можно распечатать и разместить в прикассовой зоне. Клиент сканирует код помощью банковского приложения в своём смартфоне, вводит необходимую сумму и оплачивает покупку. Через несколько секунд кассиру приходит уведомление об оплате.
-
Динамический QR-код. В этом случае QR-код генерируется под каждую покупку, и в нём уже прописана сумма. Этот способ быстрее и удобнее для покупателя, т.к. ему нужно только подтвердить оплату.
Как подключить оплату по QR-коду
Сейчас оплату по QR-коду поддерживают более 50 банков и несколько платёжных агрегаторов, например, PayAnyWay, Paymaster, Assist и некоторые другие. Преимущества агрегаторов в том, что они берут на себя общение с банком, предлагают много настраиваемых модулей CMS для приёма оплаты и предоставляют личный кабинет с подробной статистикой по платежам. При этом обслуживание для предпринимателя бесплатное, а размер комиссии тот же, что и при работе с банком напрямую.
Чтобы начать работу с QR-кодами, вам нужно открыть счёт в банке из вышеуказанного списка, выяснить условия работы, установить приложение для мобильного банкинга и проинструктировать продавцов. Разумеется, также нужно будет оповестить покупателей о новом способе оплаты: наклеить QR-код на видном месте, сделать email-рассылку, повесить банер на сайте, рассказать об этом в социальных сетях и т.п.
А есть ли минусы?
Единственный существенный недостаток оплаты по QR-коду – пока ещё не очень широкое распространение этой технологии. Но, учитывая быстро растущий уровень цифровизации и неоспоримую выгоду для бизнеса, у этой новации хорошие перспективы для быстрого развития.